Вторая половина Х1Х – начала ХХ столетий – блестящая страница русской культуры, характер и особенности которой определялись общественной жизнью страны. В это время своего наивысшего расцвета достигают литература, музыка, театр, изобразительное искусство.
Общий подъем культуры был характерен не только для столиц или крупных центров, но и для периферии. Возвращаясь в родные края после окончания учебных заведений Москвы и Петербурга, художественная молодежь открывала там студии, рисовальные школы, училища, музеи.
Создание подобных очагов культуры в русской провинции, имевшее огромное значение для образования и эстетического воспитания народа способствовало общему подъему искусства. Культурную атмосферу российской провинции формировала деятельность неутомимых творцов-подвижников, преданных своему делу.
В Пензе в Х1Х веке существовало две профессионально направленные живописные школы К.А.Макарова и В.В.Галактионова первыми учениками которых были крепостные люди: многие помещики хотели иметь собственных живописцев.
Деятельность частных школ имела многофункциональный характер: школы были единственными в крае источниками художественных знаний, одновременно они, имея собственное собрание книг по искусству, способствовали художественному развитию.
Возрождение лучших художественно-просветительских и образовательных традиций К.А. Макарова и В.В. Галактионова относится
к первым послереволюционным годам, когда оказавшиеся в условиях провинции столичные художники в союзе с местными выступали организаторами новых художественных центров.
Одним из немногих в ту пору центров провинциальной художественной культуры был город Сердобск.
Сердобская художественная школа
В 1918 г. по инициативе Модеста Михайловича Черемисинова (1888 – 1967), бывшего одно время вольнослушателем Академии художеств по архитектурному отделению, в Сердобске была открыта художественная школа.
Просуществовав менее года, она закрылась, ее помещение было передано одной из уездных хозяйственных организаций, учебный инвентарь сложили с сарай, а учеников распустили. Возобновление школы в 1919 году связано с именем Гоффертов.
Евгений Эрнестович Гофферт (1875 – 1920), художник – прикладник, обучался частным образом в Москве, работал над убранством церквей, театров, частных домов. В 1898 г. перебрался в Сердобск, где выполнил роспись в стиле русских палат в одном из купеческих домов, в усадьбе князя Голицына сделал роспись на мифологические сюжеты, избирался председателем профсоюза маляров Сердобска. Вместе с сыном преподавал в художественной школе, умер в 1920 году от тифа.
Его сын, Александр Евгеньевич Гофферт (1899 -1978-,приехав в 1919 году в родной Сердобск, возглавил организацию художественной школы. В своих неопубликованных воспоминаниях А.Е. Гофферт писал: «Пришлось начинать все сначала, много времени ушло на хлопоты о помещении, возобновлении инвентаря, пополнении пособий. Восстановленная школа поместилась первое время в номерах бывшей гостиницы купчихи Поповой, но вскоре получила свой отдельный дом, более лучшее снабжение. Начались регулярные занятия, школа пополнилась любителями художеств всех возрастов».
В годы разрухи школа не могла претендовать на лучшие условия. По воспоминаниям члена-корреспондента Академии художеств СССР Н.В.Кузьмина, московского графика и писателя В.А. Милашевского, писателя и журналиста Н.К. Вержбицкого школа испытывала острый недостаток в холстах, картоне и рисовальной бумаге, ученики работали на оберточной бумаге. Заготовка дров, отопление, уборка и освещение помещения входили в обязанности учеников. Приезжие жили в небольшом общежитии. Для сердобчан – любителей живописи при школе организовали специальную студию.
В школе сложился прекрасный состав высококвалифицированных преподавателей. В их числе был Уга Скулме (1895 – 1963) – впоследствии выдающийся художник Латвии, профессор Академии художеств, единственный латвийский акварелист, работавший в фигуральной живописи. В 1918 году, выйдя из петроградского лазарета, Скулме приехал в Сердобск, где возглавил отдел искусств уезда, выступал как художественный критик на страницах местной печати. Он
был одним из организаторов первой уездной художественной выставки.
В 1919 году в школу был приглашен Кондратий Семенович Кавалершин(1846 – 1936), почти всю жизнь занимавшийся иконописью. Небольшие картины, которые он писал для себя, были отражением его души – поэта и художника.
Жил в Сердобске и парижанин М.М. Люндеквист, блестяще окончивший Пензенское художественное училище и Академию художеств. Он был анималистом и пейзажистом, но хорошо рисовал и портреты. Его пейзажи, полные солнечного света, производили на учеников школы большое впечатление.
В 1921-1922 гг. преподавателем графики был Николай Васильевич Кузьмин (1890–1987)–признанный отечественный иллюстратор, член – корреспондент Академии художеств СССР.
Скульптурный класс возглавлял бывший Сердобский помещик Еникеев – ученик парижского ваятеля Майоля.
Наиболее одаренным учеником Сердобской художественной школы был Иван Александрович Андреев (1898– 1942), продолживший свое образование в Московском высшем художественно-техническом институте и Ленинградском институте пролетарского искусства. Одиннадцать лет напряженной творческой жизни ваятеля – сердобчанина прошли в Москве, где он выполнил в терракоте, кованой меди, бронзе и гипсе портреты М. Горького, П.П. Шмидта и др. В 1938 г. он исполнил декоративный барельеф для советского павильона на Всемирной выставке в Нью-Йорке. Имя И.А. Андреева встречается в каталогах Государственной и Казанской художественных галерей.
Художники князя А.Б. Куракина
В 1782 году князь А.Б. Куракин, прозванный за богатство «бриллиантовым». попав в немилость Екатерины П, вынужден был уехать в свое сердобское имение, где и начал строительство дворца. Так на крутом берегу Сердобы выросло каменное трехэтажное здание с флигелями и галереями, которое его владелец, друг императора Павла 1 и товарищ его детства, соорудил по образцу старого Гатчинского дворца. В 64 комнатах стояли дорогая мебель и бронза, французский фарфор, редчайшие книги, скульптуры и картины.
В 1790- х годах, когда строительство усадьбы было завершено, А.Б. Куракин пригласил из Петербурга художников. Первым приехал Яков Яковлевич Филимонов (1771-1795), живописец, мастер парковых
пейзажей. Имел звание академика. Яков Яковлевич, известный как мастер итальянских ландшафтов, выполнил несколько блестящих пейзажей с изображениями куракинских достопримечательностей. Эти полотна ныне хранятся в центральных музеях Москвы.
.Предполагалось, что художник напишет еще несколько портретов приближенных князя, в 1795 году он неожиданно скончался и был похоронен в Куракино.
По рекомендации русского скульптора И.П. Мартоса в начале 1795 года в Куракино прибыл другой художник, Василий Петрович Причетников (1777 -1809). Он несколько лет жил в княжеском имении, написал виды дворца, парка, Сердобские пейзажи. Его работы находятся
в Государственном Историческом музее.
В.П. Причетников издал альбом, в котором помещены 12 видов куракинского дворца, его храмов и парков, в том числе картины «*Храм Истины* из серии Виды имения князя Куракина.Надеждино.1790г.» и «Галерея *Вместилище чувствий нежных* из серии Виды имения князя А.Б Куракина. Надеждино».
В 1800 году за вид «Окрестности Рима» был удостоен звания академика, а в 1803 году за две картины с видами Рима и Павловска – советника Императорской Академии Художеств.
«Я приехал… в Сердобск»
Художник Модест Михайлович Черемисинов (1888 – 1967 ) родился в Москве, в семье мелкого чиновника из дворян. В 1906 году окончил курс второго Московского Кадетского корпуса. В 1910 - Академию Художеств и получил звание художника – архитектора.
С 1912 года жизнь Черемисинова была связана с Сердобским уездом. Здесь он служил в отделе Гражданских сооружений при уездном земстве, здесь состоялось его первое знакомство с Сердобским краем, с его достопримечательностями. Уже в те годы Черемисинова не покидала мечта о восстановительных работах в бывшей усадьбе князя Куракина, но планам его помешала война. Черемисинов был призван в действующую армию, где служил чиновником инженерных войск. И только в декабре 1917 года после демобилизации возвратился в Сердобск.
В 1918 году Модест Михайлович был организатором открытия художественных мастерских в г. Сердобске, где им преподавались: живопись, архитектура и прикладное искусство. Он же был первым заведующим художественной школы. С 1922 по 1930 годы Черемисинов работал преподавателем ИЗО и графики в школе второй ступени г. Сердобска. В это же время вел работы по изучению дворцового ансамбля усадьбы «Надеждино». По совместительству заведовал этой усадьбой от Саратовского губернского музея.
Черемисиновым были составлены реставрационные чертежи с описанием усадьбы, которые были приобретены Саратовским художественным музеем им. А.И.Радищева. Модест Михайлович был всесторонне развитой личностью, интересы его были весьма разнообразны, занимался он и археологией. Сразу два селища эпохи бронзы были обнаружены им в районе села Куракино в 1926 году.
В 1930 году Черемисинов перевелся в г. Саратов, где работал преподавателем графики рабочего факультета в Саратовском государственном университете. Все его работы хранятся в Саратовском краеведческом музее.
В 1918 году приехал в Сердобск и жил там около года французский художникМ.М. Люндеквист, окончивший Пензенское художественное училище и Академию художеств. По воспоминания А.Е. Гофферта, заезжий живописец «выставлялся в «Салоне» тех лет, но на романтической основе потом оставил искусство. «Трагедия его жизни, рассказывал Александр Евгеньевич,- состояла в том, что он безнадежно был влюблен в дочь помещика Соковнина, имение которого находилось около села Грязнухи, в 45 километрах от Сердобска. Люндеквист был большой художник, лауреат Парижской академии. Свертки его картин, снятых с подрамников, лежали у него неразвернутыми, хотя эти холсты были бы достойны любого музея. Он, как бы навсегда, опустил руки и перестал работать. Но в Сердобске, будто вдохновленный близостью любимой, пробовал садиться за мольберт. Помню, он старался окончить начатый давно автопортрет на фоне его парижской мастерской, начинал работать и снова бросал. В Сердобске он мечтал устроить свою выставку, иметь учеников, но это, к несчастью, были лишь мечты».
По тематике, - вспоминал А.Е .Гофферт,- он был анималист и пейзажист, в то же время прекрасно писал портреты. Его картины «Стадо в бурю», «На водопое», «Стадо у моря», его чудесные пейзажи, полные солнечного света, запомнились на всю жизнь, как удивительные видения. Ему в то время было 38 лет».
В 1920 году, по воспоминаниям того же А.Е. Гофферта, М.М. Люндеквист прислал письмо, в котором говорил, что «служит каким -то завхозом в какой-то военной части в Вологде». Больше ничего о нем не было слышно. Для искусства он погиб, как гибли по тем или иным причинам многие одаренные люди».
С Сердобском был связан художник Владимир Алексеевич Милашевский (1893 – 1976). яркий и самобытный мастер, один из замечательных представителей русской грвфики. «По приглашению Н.В.Кузьмина, - вспоминал Владимир Алексеевич в мемуарах, - я приехал в его родной городишко Сердобск летом 1926 года. Кузьмин обещал дешевую жизнь и три месяца жизни в Сердобске вместо одного в Москве… Три месяца не думать о заработке и служебном рисунке… Некоторое время я работал карандашом «Негро». Чудесное солнечное лето Саратовской губернии. Я приехал к началу сенокоса, к Петрову дню. дню. Я рисовал каждый день…».
Серия «Сердобск» была показана на посмертной выставке В.А. Милашевского. В ее каталоге, изданном в 1978 году, назывались акварели: «Пейзаж», «Уборка сена», «Сенокос»; рисунки «Овраг», «На реке Сердобе», «Окраина городка», «Пейзаж с лошадью», «Косогор» (находится в Третьяковской галерее), «Обед за телегой», помеченные 1926 годом. Дата «1928» стоит под рисунком «Сердобск. На закате солнца», тоже находящемся в Третьяковской галерее.
В 1989 году в Москве вышло второе издание воспоминаний В.А. Милашевского «Вчера, позавчера…». где опубликованы строки о Сердобске, Пензе.
Среди воспоминаний, включенных в дополнение к мемуарам «Вчера, позавчера…», есть написанные Н.В. Кузьминым. Народный художник РСФСР, уроженец Сердобска назвал их: «Мои встречи с Милашевским».
Имя знаменитого художника Гавриила Павловича Кондратенко (1854 – 1924гг) .также связано с Сердобском.
Г.П. Кондратенко русский художник, график, иллюстратор, мастер исторической и ландшпфтной живописи родился в селе Павловское Пензенской губернии ( с. Павло –Куракино Городищенского уезда .)
Сын крепостного крестьянина, Г.П.Кондратенко учился в Сердобском уездном училище. В 1873 году по окончании курса молодой Кондратенко поступает в Академию художеств вольноприходящим учеником. .Два года занимался в классе исторической живописи, с 1875 года переходит на очное обучение в пейзажный класс, где под руководством М.К.Клодта получает малую золотую и 6 серебряных медалей.
В 1883г. за серию пейзажей Общество поощрения художеств присуждает молодому живописцу первую премию. В 1884г. Г.Кондратенко устраивает первую персональную тематическую, выставку, посвященную трем географическим местам пребывания своего прославленного земляка М.Ю.Лермонтова. На пейзажах художника запечатлены: родина поэта Тарханы, виды Москвы, Пятигорска и Кавказа. Сбор от выставки и продажи каталогов пошел на памятник Лермонтову и в пользу нуждающихся литераторов и ученых. Будучи поклонником творчества М.Ю.Лермонтова, создал замечательные иллюстрации к полному собранию сочинений. поэта.
Творческое наследие Г.П.Кондратенко значительное. В течение всей творческой жизни художник участвовал в различных выставках Академии художеств, всемирной выставки в Париже, всевозможных художественных обществ, а также персонально. Работы художника хранятся в Третьяковской галерее, в Государственном русском музее, в Омском, Иркутском, Пензенском музеях, а также в частных коллекциях любителей живописи. Самодеятельный живописец Александр Владимирович Фрейман (1898 – 1984гг) родился в 1898 году в Балашовском уезде Саратовской губернии. Рисовать начал 8 лет от роду. Родители не могли дать сыну специального образования: не было средств. Даже 10 классов он смог окончить только при Советской власти. Отец А.В.Фреймана, Владимир Евгеньевич Фрейман, был другом детства художника.Г.П.Кондратенко. А.В.Фрейман сохранил письмо Кондратенко отцу в Сердобск, где сообщает своему другу:
« Милостивый государь,Владимир Евгеньевич…Дни юности у меня еще свежи в памяти. Вы Вашим письмом затронули давно минувшее и тем дали возможность еще раз пережить эти счастливые дни детства…». Отец А.В.Фреймана просил Кондратенко пристроить сына в одно из художественных заведений, на что Гавриил Павлович дал положительный отзыв, так как знал большие наклонности Александра Фреймана к художествам. Но почему – то это дело расстроилось и осталось не осуществленным.
А.В.Фрейман воевал на фронтах первой мировой войны, участвовал в ликвидации белогвардейских банд. В 1921 году Фрейман приехал в наш город и возглавил народный Дом культуры. Великая Отечественная война призвала старшего лейтенанта Фреймана на защиту Отечества.. После войны, вернувшись в Сердобск Александр Владимирович много работал, свободное время посвящал рисованию, вел кружокизобразительного творчества. Работая директором Сердобского краеведческого музея, А.В.Фрейман создал там картинную галерею из своих картин. В 1982 году на их основе был открыт музей изобразительного и прикладного искусства, им было написано около 100 картин.
Полотна Фреймана рассказывают о том, как любил художник родную природу. Картины «Березки сердобские», «Рыбаки на Сердобе», «Сердобск вечерний», «Зима», «Аникин исток» полны гордости за-красоту родного края. Александр Владимирович участник многих выставок самодеятельных художников города и района.
Умер А.В.Фрейман в 1984 году в Сердобске.
Их родина – Сердобск
Несколько крупных имен дал изобразительному искусству России Сердобск и его уезд, до революции входивший в состав Саратовской губернии.
Живописец, мастер паркового пейзажа Яков ЯковлевичФилимонов (1771 -1795) родился в с.Куракино Сердобского района, воспитывался в Императорской Академии Художеств. Я.Я.Филимонов заслужил 2-ю серебряную медаль (1790) и 2-ю золотую медаль (1791) за картину «С гор, между камнями, вниз падающий ручей». В 1791 году получил аттестат 1-й степени и оставлен при Академии художеств (до 1793г.). Впоследствии имел звание академика. Я.Я. Филимонов писал пейзажи. В 1792- 1795 годах по приглашению князя Куракина выполнял художественные работы в строившемся господском доме усадьбы «Надеждино». Под руководством Я.Я. Филимонова в Куракино была открыта школа живописи.
Художник создал картины на местные мотивы: «Надеждино», «Хозяйственные постройки» и другие, в которых отразил красоту куракинской усадьбы.
В Государственном Русском музее находится его картина «Водопад и храм Весты в Тиволи». В музее Академии находится его пейзаж, изображающий озеро с водопадом, замком и развалинами античного храма; другие его произведения встречаются, хотя и довольно редко, в частных коллекциях.
В Сердобске, в семье городского чиновника родился Петр Александрович Крестоносцев (1837 - ?), крупный портретист, академик живописи. В родном городе он жил первые тринадцать лет своей жизни, делал здесь первые попытки рисовать с натуры. Восемнадцати лет он поступил в Академию художеств и закончил ее с серебряной медалью, а через год за портрет Щербатовой и картину «Сборщик даяний на храм» получил звание классного художника первой степени. В 1873 году живописец был удостоен звания академика портретной живописи.
П.А. Крестоносцев является организатором и коммерческим директором первой в истории России художественной артели, в которой работали художники, не не признававшие формального преподавания некоторых специальных дисциплин в Академии художеств. Учениками этой артели
были выдающиеся русские художники Крамской, Максимов и другие. В 1866 году артель была ликвидирована. В 1880 году П.А.Крестоносцев впервые в истории средних учебных заведений России учредил при Елисаветградском реальном училище рисовальные вечерние классы.
Вечерние рисовальные классы были в то время уникальным учебным заведением. И, как констатировал сам П.А. Крестоносцев: «подобных учебных заведений в провинциальных городах России не существует»
имея в виду не только уровень преподавания, но и возможность бесплатного обучения для представителей любого социального положения.
Картины П.А.Крестоносцева находятся в Русском музее в Петербурге, Третьяковской галерее, Радищевском музее.
Большую часть своей жизни провел за рубежом русский живописец, уроженец Сердобска Алексей Лаврентьевич Слепцов, получив там специальное образование. Александр Лаврентьевич жил в Италии. В 1843 году он писал матери Василисе Даниловне, что на пути из Дрездена (был там экспонентом выставки) заедет на лето в Сердобск.
Живописец Александр Евгеньевич Гофферт(1899 – 1978) первые навыки живописи приобрел под руководством отца, а в 1914 году поступил в Пензенское художественное училище. В 1915 г. перешел в школу Общества поощрения художеств в Петрограде, а после ее закрытия занимался в студиях Гольблата и Зеенберга. В 1919 – 1920г., приехав в родной Сердобск, он заведовал Сердобской художественной школой.
После Сердобска А.Е. Гофферт жил в Ленинграде, посещал студии М.В. Добужинского и Э.Л. Радлова, показывал работы на выставках. Александр Евгеньевич рассказывал в мемуарах о природе Сердобского края, «вдохновительнице всех сердобских художников». По словам живописца, для него «Сердобский край остался навсегда незабвенно сказочно – прекрасным».
Уроженец Сердобска – художник Всеволод Андреевич Баженов (1909 -1986) первые живописные навыки получил от отца, который окончил Пензенское художественное училище и вел уроки в сердобском реальном училище. «Рисовал в школе,- писал в Пензу Всеволод Андреевич, - дома отец ставил натюрморты… В Сердобске посещал студию, может, это и была школа живописи… Я помню только преподавателей А.Е. Гофферта и Н.В. Кузьмина. Студия или школа находилась на Набережной улице, на горе, недалеко от Ремесленного училища»
В.А.Баженов окончил в Ленинграде художественно – промышленный техникум, после войны живописец выполнял заявки на пейзажи для вновь строящихся в Ленинграде кораблей. Всеволод Андреевич написал большое полотно и для атомного ледокола «Россия» В 1963 году в выставочном зале Ленинградского отделения Союза художников РСФСР открылась выставка произведений В.А.Баженова (по материалам поездки вокруг Европы и Азии ) куда были включены работы, сделанные во время трехмесячного плавания на большом рыбоконсервном корабле «Евгений Никишин».
Сердобский скульптор Виктор Яковлевич Ларцев (1918 – 1976) в 1935 году поступил в Пензенское художественное училище. В 1939 году его призвали в РККА. В училище Виктор Яковлевич вернулся лишь после демобилизации и, закончив его в 1948 году, уехал в Сердобск. Работал в педучилище и школах города, музыкальной школе, долгие годы был связан с местным краеведческим музеем, исполнял для экспозиции барельефы знаменитых земляков: русского писателя
В.А. Слепцова, народного художника России Н.В. Кузьмина, Героя Советского Союза генерал – лейтенанта И.Д. Зайцева ( драматурга Ивана Рачады), «отца» электрической свечи П.Н.Яблочкова.
В селе Соколка, в сквере в центре Сердобска стоят памятники П.Н. Яблочкову, в 1976 году в микрорайоне «Березки» был установлен бюст В.А.Слепцову его работы.
Народный художник России Николай Васильевич Кузьмин (1890 – 1987 гг.) уроженец Сердобска, учился в реальном училище, где и начал рисовать. Учился в рисовальной школе (1912 – 1914гг.) у И.Я. Билибина и Н.К.Рериха. Участник 1-й мировой и Гражданской войн. В 1921 – 1922 гг. Н.В. Кузьмин был преподавате -лем графики в сердобской художественной школе. С середины 20-х годов Н.В.Кузьмин начинает сотрудничать в газетах и заниматься издательской работой. Потом началась работа графика, художника книги.
В 1937 году Н.В.Кузьмин, который сделал 150 иллюстраций к «Евгению Онегину»,был удостоен Золотой медали Международной выставки книги в Париже. Николай Васильевич стал одним из крупнейших художников
– иллюстраторов, членом Академии художеств. Ему были присвоены высокие звания народного художника и заслуженного деятеля искусств РСФСР. За «пушкинские» работы Н.В.Кузьмин был отмечен Золотой медалью президиума Академии художеств СССР. Жанровая композиция «Пушкин на берегу Невы» находится в Государственном музее русского искусства в Киеве; «Перед дуэлью» и «Встреча Пушкина с Дантесом» - в музее русской литературы в Ленинграде.
Сейчас уже невозможно представить роман «Евгений Онегин» А.С.Пушкина, «Маскарад» М.Ю. Лермонтова «Записки сумасшедшего» Н.В. Гоголя, «Левшу» и «Очарованного странника» Н.С. Лескова, «Письмовник» Н.Г.Курганова, «Плоды раздумья» Козьмы Пруткова без рисунков нашего земляка. Они издавались в Польше, Болгарии, Голландии, Индонезии, Франции, Италии.
Глубокое проникновение в идейный замысел произведения, тонкое ощущение атмосферы духовной жизни и быта, точность и острота социальных оценок проявляются в образах, созданных нашим земляком с большой впечатляющей силой. Эта же сила проявилась и в литературе.
«Самый литературный» (по выражению К.Чуковского) из отечественных графиков Н.В.Кузьмин был известен и как замечательный мастер слова, автор тонких и глубоких работ по вопросам искусства. Его проза очень своеобразна и удивительна.
В 1964 году в Москве была издана книга авто монографических очерков «Круг царя Соломона» - первое произведение Н.В.Кузьмина.
«… Первые литературные опыты по своему мастерству не уступают его луч |