Баннеры

Краеведение

К содержанию

Наши земляки на экране и в театре

Поговорим о земляках: на экране и в театре                                                                «Величайшая польза, которую можно извлечь из                                                                                                                        жизни   — потратить жизнь на дело, которое переживет нас».                                                                                                                                                                              Уильям Джеймс.               
История сердобской земли богата различными событиями и датами. Но история края - это не только события. Это - имена. Имена людей, оставивших после себя заметный след. И каждый раз, когда знакомишься с их биографией, попадаешь в другую жизнь. Жизнь, где творил этот человек. Стараешься понять, что он переживал, чувствовал. Давайте вспомним наших знаменитых земляков, блиставших на сцене и большом экране, которые родились в Сердобске, жили некоторое время здесь или просто побывали волею судеб.                    
Евгения Ивановна Талонкина – прима Мариинского оперного театра, лирико-колоратурное сопрано.                  
Евгения родилась в Сердобске в 1892 году, училась в Сердобской женской гимназии, которую окончила в 1910 году. Будучи гимназисткой, она выступала в хоре соборной церкви, став солисткой партии сопрано. В то время торговля на ярмарке разрешалась после окончания церковной службы. Приезжающие на ярмарку крестьяне до начала торговли вынуждены были чем-то занять свободное время. Большинство шло в соборную церковь посмотреть убранство, послушать пение.                  
 
 
        Изумительный голос Евгении своей силой и красотой наполнял все здание церкви. Крестьяне поднимали головы вверх, озираясь по сторонам, ища глазами обладателя такого прекрасного голоса. Многие горожане ходили в церковь для того, чтобы послушать Талонкину. Чтобы не дать пропасть необыкновенному голосу Евгении, Алексей Васильевич Щеглов инспектор по налогам направляет ее учиться в Петербургскую консерваторию за счет средств любительского драматического кружка. Алексей Васильевич Щеглов организовал в городе драматический кружок, который каждую неделю ставил спектакли. На вырученные деньги покупалась декорация, костюмы, в последствии был построен Летний театр.
 
  
             Петербургскую консерваторию Евгения Талонкина окончила по классу пения Митрофана Михайловича Чупрынникова, в 1917 году дебютировала в партии Чио-Чио-сан на сцене Мариинского театра, где служила до конца жизни. Она была первой исполнительницей роли Кухарочки в опере «Соловей» Стравинского, русская премьера которой прошла под управлением Альберта Коутса в постановке Всеволода Мейерхольда и декорациях Александра Головина 30 мая 1918 года.            Евгения Ивановна Талонкина до конца своих дней не сходила со сцены Ленинградского театра оперы и балета, отдавая все свои силы для искусства. В 1942 году, во время блокады Ленинграда, Евгения Ивановна тяжело заболела и умерла в больнице.
 
 
 
                Михаил Георгиевич Шорин - заслуженный деятель искусств, лауреат двух Сталинских премий. Он родился 2 (15) сентября 1904 года в селе Троицкое (ныне Московской области). Выпускник Синодального училища, ученик А. Кастальского и Н. Голованова. Регент и дирижер. После революции, с 1929 -хормейстер, а с 1944 по 1958 гг. 1944–1958 годах — главный хормейстер Государственного академического Большого театра. Продолжатель традиций русского хорового искусства, в значительной степени содействовал высокому уровню исполнительской культуры хора Большого театра.                    
В 1918–22 жил в Сердобске, здесь начал исполнительскую деятельность, выступал с концертами как певец-солист, вел работу как учитель пения в школах и руководил детскими хоровыми коллективами. В 1922 Шорин уехав в Москву, поступил в Хоровую академию, вскоре реорганизованную в хоровой отдел консерватории. После ее окончания стал работать в Большом театре. Здесь под его руководством были возобновлены многие постановки русских классических опер, в т. ч. монументальных драм М. П. Мусоргского «Борис Годунов» и «Хованщина», оперы М. И. Глинки «Иван Сусанин» и «Садко» Н. А. Римского-Корсакова.М. Г. Шорин умер в 1965 года.   
 
 
               Нина Валентиновна Веселовская - заслуженная артистка РСФСР родилась 7 марта 1932 года в селе Городище Пензенской области. Ее отец был строителем, часто переезжал с одной стройки на другую. Мать в связи с этим часто меняла места работы, занимала должности бухгалтера, управделами.                      Детство Нины Валентиновны связано с Сердобском. Здесь она жила еще пятилетней девочкой. Когда началась Великая Отечественная война, Нина со своими родителями приехала в наш город. Училась в семилетней школе №4. Еще будучи школьницей, увлекалась театром, музыкой. Ни один школьный спектакль не проходил без ее участия. В Сердобске жила бабушка Нины Веселовской – Анна Гавриловна Веселовская. В интервью корреспонденту местной сердобской газеты она говорила: «С детских лет влекло мою внучку к театру, и это не случайно. Почти все наши родственники связаны с театром, музыкой. Дядя Нины, Георгий Иванович Сальников, работал в Саратовском драматическом театре, он – народный артист РСФСР».
 
  
 
 По окончании второго курса она была утверждена известным советским кинорежиссером Григорием Рошалем на роль Даши в экранизации «Хождений по мукам», которая сделала начинающую артистку знаменитой. Статная утонченная красавица покорила сердца миллионов кинозрителей не только внешними данными, но и несомненным талантом прекрасной драматической актрисы. Предложения от режиссеров посыпались градом, но Веселовская все отвергала – ее интересовал только театр. Из-за пропущенных во время съемок занятий институт съемок занятий институт пришлось заканчивать с курсом В.Я. Станицына. Получив диплом в 1959 году, Нина Веселовская была приглашена в труппу театра им. Станиславского, где сразу же с успехом сыграла Елену в «Днях Турбиных». За последовавшие девятнадцать лет работы на этой сцене актрисой было сыграно около двадцати ролей.                
Постоянная смена главных режиссеров создавала обстановку внутри театра довольно напряженной, и Нина Веселовская в 1978 году решилась его оставить и перейти в штат киностудии «Мосфильм» и Театра-студии киноактера, где продолжала играть на сцене. Среди ее знаменитых работ 1960-1970 –х годов: Татьяна («Друзья и годы»), Инесса Арманд («Шестое июля», Марина Арсеньева («Найди меня, Леня») Раиса Окипная («Два года над пропасть»).              
Начиная с середины 1990-х годов, Нина Веселовская стала работать в антрепризах, участвовать в спектаклях небольших театральных коллективов. Одной из лучших ее ролей этого периода стала Мария Николаевна Ермолаева в моноспектакле «Ваш выход, госпожа Ермолаева, сыгранной актрисой с большим надрывом и драматизмом.          
В середине 2000-х годов Нине Веселовской пришлось оставить театр, но изредка снималась в небольших ролях в кино и сериалах. Сейчас она ведет замкнутый образ жизни, свой досуг занимает чтением, смотрит канал «Культура».
 
 
                Виктор Степанов — Народный артист России, обладатель приза «Признание» на кинофестивале «Виват кино России!», АКТЕР, которому прекрасно удавались роли великих личностей, как раз потому, что сам он был личностью цельной и сильной. За статность, высокий рост, мужественность и бесстрашие его прозвали богатырем. Виктор Степанов родился после войны, 21 мая 1947 в городе Северо-Курильске Сахалинской области, в большой и дружной семье.            
 
  
 
Школа № 6 г.Сердобска. Верхний ряд,светленький мальчик  -  Виктор Степанов. Детство и юношеские годы его прошли в Сердобске. На улице Белинского, в низеньком коммунальном доме, окруженном с обеих сторон двухэтажными домами, и жил будущий актер. Березовая роща была любимым и местом детских игр Виктора и его друзей. Учился в средней общеобразовательной школе №6, которая находилась в здании Дома пионеров/ныне художественная школа/.  Окончил школу № 9, здесь и зародилась в душе юноши любовь к прекрасному. Все началось с того, что преподаватель литературы Г.С. Гуреева организовала в школе драматический кружок из учеников своего и других классов, среди которых и был Виктор. Трудолюбие, целеустремленность, твердость – характерные черты будущей знаменитости. Это помогло Виктору войти в трудный, но увлекательный мир искусства, служить истине, добру и красоте.
 
  
 
Виктор Степанов с мамой и сестрами      
После школы Виктор решил поступать в Саратовскую консерваторию, но приехал, когда набор уже закончился. Прослушав его, профессор обещал взять на будущий год вне конкурса. Но получилось иначе. Виктор пошел работать на часовой завод. Обладая хорошим голосом, поступил учиться в Ростовское училище музыкальной драмы, а год спустя Виктор становиться студентом Тамбовского филиала Московского государственного института культуры.        
Закончил факультет режиссуры народного театра в Тамбовском филиале Московского института культуры, работал в театрах Тамбова, Южно-Сахалинска, Новгорода. Гастроли в Петербурге стали его счастливым билетом: актера пригласили в Театр имени Ленинского комсомола, ныне - «Балтийский дом».        
Впервые на большом киноэкране он появился только в 36 лет, он сыграл отца академика в телефильме «Иван Павлов. Поиски истины». Виктор Степанов обладал выразительной внешностью: мужская стать, брови вразлет, глаза ключевой воды, генеральский голос, бешеные вспышки темперамента, природная властность. Когда к актеру пришло признание, ему нередко приходилось сниматься сразу в нескольких фильмах — однажды даже одновременно в одиннадцати!
 
 
Виктор Степанов по праву считается рекордсменом по исполнению исторических ролей. Его охотно звали на роли самородков, властителей с мужицкими реакциями: Виктор Степанов был и «Михайло Ломоносовым» у Александра Прошкина, и «Ермаком» у Валерия Ускова и Владимира Краснопольского, и Петром Первым в «Царевиче Алексее». Ему часто доставались роли облеченных властью мужчин, но любой мундир трещал по швам на этой богатырской фигуре.          
Самую большую известность ему принесли роли в фильмах «Михайло Ломоносов» и «Ермак». После «Ломоносова» ему стало сложно выходить в спектаклях в других образах. В одной комедии он играл любовника главной героини. И по ходу действия появлялся из шкафа. На его первом появлении зал вздохнул и раздался громкий возглас: «Ну, Михайло Васильевич, вы и даете!» Степанов слегка поклонился публике и впоследствии любил вспоминать этот случай.                
За время своей кинокарьеры он снялся в роли поселкового милиционера в фильме «Холодное лето пятьдесят третьего...» Александра Прошкина, в роли большевика в фильме «Волчья кровь» режиссера Николая Стамбулы, полковника в фильме «Чистилище» режиссера Александра Невзорова и был точной копией секретарей обкомов в политическом триллере «Шизофрения» режиссера Виктора Сергеева. Работа над ролью для Виктора Степанова была сродни мистическому процессу. В одном из интервью он рассказывал: «Каждая роль требует приживления к себе. Это ведь сначала ты получаешь просто буквы, и ничего больше. И вот за ними надо каким-то образом увидеть, сформировать живую ткань. Наполнить ее своими мыслями, душой, найти стержень. Не из того, что написано на листе и вываливается на язык, а из того, что происходит на небесах…».                
Фильмография Виктора Степанова насчитывает 80 кинолент. До последних дней своей жизни он работал на съёмочной площадке, при этом борясь с чудовищной болью. Виктор Степанов ушел из жизни вечером 27 декабря 2005 года в Киеве. Ему было 59 лет. Он навсегда останется в памяти своих коллег, зрителей, как великолепный актёр, полностью отдававший себя роли. О Викторе Степанове был снят документальный фильм «Виктор Степанов. Поиск истины».            
 возможно, вы захотите полистать книги по истории нашего края, где еще очень много  интересного, тогда приходите к нам в библиотеку.