Баннеры

Краеведение

К содержанию

СЕРДОБСКАЯ ТРОПИНКА К ВЯЗЕМСКОМУ


 Из пушкинской плеяды


     Человек блестящего ума, всесторонне образованный поэт, журналист и критик, участник Бородинской битвы, защитник «вольности святой» - Петр Андреевич Вяземский.

Мало кому бывает отпущена столь долгая и насыщенная жизнь, какая была у Вяземского; он был знаком с самыми замечательными своими современниками от Николая Михайловича Карамзина до Льва Николаевича Толстого, со многими из которых  был связан  личными дружескими отношениями

В русской литературе первой трети Х1Х века П.А.Вяземскому принадлежит заметное место, хотя по своей художественной ценности его творческое наследие не может идти в сравнение с наследием таких его современников, как Жуковский, Батюшков, Баратынский.

Литературная деятельность для Вяземского была лишь занятием дилетанта, а не насущным трудом. Несмотря на это, трудно найти человека более преданного литературным интересам, тщательно следившего за жизнью русской литературы.

 Как поэт Вяземский может быть назван блестящим представителем так называемого  «светского стиля»  в русской поэзии.

Петр Андреевич Вяземский родился в Москве 12 (23) июля 1792 года  в родовитой и богатой дворянской семье. Вяземские являются отдаленными потомками Владимира Мономаха. Их предок Андрей - Длинная Рука получил в удел город Вязьму (отсюда  пошла и фамилия).

В Петре Андреевиче смешалась русская, шведская и ирландская кровь Его  мать – рано умершая Евгения О*Рейли – была потомком ирландских королей.

Дом Вяземских в Москве и знаменитое подмосковное имение Остафьево  видели многих выдающихся людей той эпохи.                                     

Отец будущего писателя, Андрей Иванович, человек большой культуры, окружил себя личностями незаурядными. Писатели, поэты, дипломаты, любители наук и искусств, встречали в доме старого Вяземского самый изысканный и радушный прием.

Первой школой маленького Вяземского была гостиная их гостеприимного дома. Он видел здесь молодого, но уже вошедшего в славу  Дмитриева и совсем юных  Жуковского, Дениса Давыдова.

На пятнадцатом году жизни Петр Вяземский лишился отца. Его воспитанием занялся Н.М.Карамзин, женатый на сводной сестре будущего поэта. Учась в Петербургском пансионе юный Вяземский начинает много читать. Особенно его увлекает поэзия. Он заучивает наизусть стихи Ломоносова и Державина, басни Лафонтена, пробует силы в стихотворстве.  Первое его стихотворение «Послание Жуковскому в деревню» было напечатано в 1808 году в лучшем русском журнале того времени «Вестнике Европы», который тогда редактировал Жуковский.

Во время Отечественной войны 1812 года Вяземский вступил добровольцем в московское ополчение и участвовал в Бородинском сражении, где проявил мужество и отвагу.

 В 1815 году в Царскосельском лицее Вяземский знакомится с шестнадцатилетним Александром Пушкиным. Несмотря на разницу в возрасте, дружба их началась с первой же встречи и связала двух поэтов на два десятка лет. На всех этапах литературной деятельности  Пушкина  Петр Андреевич – его ближайший друг, соратник, единомышленник. 

«Писатель нежный, тонкий, острый…» - такую характеристику дал творчеству Вяземского  великий Пушкин.  Лет через шесть после знакомства Александр Сергеевич скажет о Вяземском:

         Язвительный поэт, остряк замысловатый,

            И блеском колких слов, и шутками богатый.

       Счастливый Вяземский, завидую тебе

  Ты право получил благодаря судьбе,

       Смеяться весело над злобою ревнивой,

       Невежество разить анафемой игривой

 П.А. Вяземский свободно владел самыми разнообразными жанрами поэзии. Он писал куплеты, эпиграммы, сатиры, пародии и басни, песни, элегии и послания.

Во всем, чтобы не писал, Вяземский – великий патриот России.

 Бескрайние родные просторы, поверья и преданья старины, народные песни  и обряды – все это было его любимой темой.

       Бесконечная Россия

                                                                                                                                  Словно вечность на земле!

- восклицает поэт, удивляясь размаху российских просторов. Вяземский желает читателю, увозящему его стихи в другие края: «Чтоб стих мой сердцу мог, в минуты неземные. Как верный часовой откликнуться:  Россия!»

 Хрестоматийными стали строки его стихотворения о русской зиме  «Масленица на чужой стороне»:

Здравствуй, в белом сарафане

Из серебряной парчи!

На тебе горят алмазы,

                                                                                                                                      Словно яркие лучи

Здравствуй, русская молодка,

Раскрасавица – душа,

Белоснежная лебедка,

           Здравствуй, матушка – зима!

Элегия «Первый снег» проникнута народным слогом, выговором.

Все хорошо знают песню «Тройка мчится, тройка скачет» ставшую со временем народной / стихотворение П.Вяземского «Еще тройка», муз. П.Булахова /

В фильме Э.Рязанова «О бедном гусаре замолвите слово»  звучат песни  на слова П.Вяземского: «Друзьям» / «Я пью за здоровье немногих, немногих, но верных друзей»/, «Я пережил»  / «Я пережил и многое и многих…» /.

На стихи П.А.Вяземского написан романс Алябьева А. «Незабудочка»    

Одним из любимых жанров Вяземского был жанр сатирических куплетов «Пиши пропало», «Семь пятниц на неделе» и др. Куплетами написана и самая острая сатира Вяземского «Русский бог» /1828г./ .

 «…Для доставления в село Мещерское»

1827 год был неблагоприятным для П.А.Вяземского.  Клеветнические доносы на его оппозиционность, столкновение с цензурой привели к тому, что он отошел от журналистики и решил искать убежища в деревне, уехать к сердобским родным

Женат был П.А.Вяземский  на княжне Вере Федоровне, которая была дочерью князя Федора Сергеевича Гагарина и княжны Прасковьи Юрьевны Трубецкой, впоследствии вторично вышедшей замуж за Петра Александровича Кологривова.

Старинное село Мещерское, расположенное в 25 километрах от Сердобска, ведет свою историю от «перводачника» князя М.В.Мещерского, который в самом начале ХУШ столетия получил здесь «под усадьбу» дачи и сенные покосы. Село разрасталось, меняло владельцев, одним из которых был отставной полковник Петр Александрович Кологривова

В  мещерском поместье П.А.Кологривова, радушно встретившем падчерицу и ее мужа, и гостили Вяземские с декабря 1827 года по февраль 1829-года  вместе с  сыном Павлом ( в будущем известного археографа, основателя Общества любителей древнерусской  письменности, оставившего мемуары о своем отце), дочерьми Надеждой, Прасковьей, Марией

«Пиши хотя к жене моей,- обращался он к   А.С.Пушкину.- Ей в скуке уединения письмо твое будет лакомством. Вот ее адрес: в Пензе для доставления в село Мещерское. А вместе и мой, потому что в конце месяца еду к ней. Отвечай мне туда».

Первое пушкинское письмо другу пришло в Мещерское в апреле 1828 г. Жене Вяземского,  Вере Федоровне были адресованы строки: «приношу всеподданнейшую мою благодарность за собачку, вышитую на канве собственными Вашими ручками и присланную мне в мое чухонское уединение. Что делаете Вы в вашей саратовской степи…».

Вера Федоровна была близким другом великого поэта. Собачка была вышита на подушечке, которую Вера Федоровна подарила Пушкину. У нее же в комнате висел портрет Александра Сергеевича. Задумав жениться, Пушкин посвятил  Вяземскую в свои планы;  она была  рядом в последние минуты жизни поэта.

В первый свой приезд П.А.Вяземский недолго пробыл в Мещерском,  уже 5 января 1828 года держал оттуда путь в Пензу.  

«Настал мороз ужасный,- писал он в своем дневнике,- вьюга ледяная, и в пятом часу приехали мы только в Елань: кучера и люди перемерзли, форейтор отморозил себе нос и колено. Видя это, еланские мужики нас никак везти не хотели до утра…Проведши около 15-ти часов в избе холодной, но дымной в сообществе телят, куриц (не говоря уже о мелкопоместных тараканах), родильницы, лежащей на печи с трехдневным младенцем, пустились мы на другое утро в Пензу»

«Мещерский» период, хотя это и было время правительственной опалы, оказался плодотворным в литературной деятельности П.А.Вяземского. За время пребывания в селе Мещерском Вяземским было написано около 30 стихотворений. Среди них – стихотворения «Послание к А.А.Б.» (жительнице Пензы А.А.Блохиной); «Простоволосая головка», посвященное Пелагее Николаевне Всеволожской, находившейся в  это время в губернском центре. Посылая это стихотворение А.С.Пушкину, поэт писал: « В провинциях прелесть…Вот портрет Всеволожской, на днях написанный». Говоря о своей героине, что « поэзией живой и резвой… всегда возьмет свое», он добавлял:

                                 Все в ней так молодо, так живо,

                                 Так не похоже на других,

                                 Так поэтически игриво,

                                 Как Пушкина веселый стих.

Пензенская знакомая М.Д.Ховрина стала героиней стихотворения «Саловка».

Цикл «Зимние карикатуры» Петр Андреевич посвятил Вере Аркадьевне Голицыной (сестре   друга   М.Ю.Лермонтова - Алексея Столыпина)  

В стихотворениях цикла – «Русская луна», «Кибитка», «Метель», «Ухабы.Обозы» - много интересных, бытовых деталей и наблюдений, увиденных зорким глазом художника.

Написанное в Мещерском стихотворение «На новый 1828 год», в котором П.Вяземский упомянул Пушкина, Е.Баратынского, было напечатано в журнале «Русский зритель» и начиналось словами:

                                  Друзья! Вот вам из отдаленья

                                  В стихах визитный мой билет...

В Мещерском он работал над переводом сонетов А.Мицкевича, готовил материал к книгам, посвященным А.П.Сумарокову и Д.И.Фонвизину

Из села П.А.Вяземский часто наезжал в Пензу. Ведь его отец Андрей Иванович одно время «правил» должность нижегородского и пензенского генерал –  губернатора.

В Пензе Вяземский был в крепостном театре Гладковых, смотрел пьесы «Необитаемый остров», «Казачий офицер».

На сцене театра П.А.Вяземский увидел крепостную актрису Сашу, лучшую певицу в труппе Гладкова. Петр Андреевич нашел ее «не дурной собою и немногим, а может быть, и ничем не хуже наших императорских».  Мальчик – слуга поведал ему печальную историю ведущей актрисы: «Саша, любовница барина. Он на днях ее так рассек, что она долго не могла ни ходить, ни сидеть, ни лежать».

Еще раз Вяземский побывал в этом театре летом 1828г., смотрел трагедию «Отелло» и балет «Красная шапочка». Познакомившись с положением  несчастных артистов Гладкова,  Петр Андреевич  писал: «Больнее всего, что пьяный помещик имеет право терзать своих подданных за то, что они дурно играли или не понравились помещику…И после таких примеров находятся еще у нас заступники крепостного состояния».

Жизнь в Мещерском и Пензе П.А.Вяземский отразил в  переписке и  «Записных книжках». (они были изданы в 1963 году)

«…Мещерские соседи: Миленин, Таушев, Чистилины… Сердобский уезд полон еще молвою и преданиями о житье – бытье

Куракина Александра Борисовича в селе его Надеждине во время опалы… Река Хопер…Губернаторство Сперанского в Пензе … Степанов, сердобский  предводитель. Дочь довольно милая.», говорил о пензенской дворянке Белоруковой, которая засекла восьмилетнюю девочку; помещике Струйском, за «жестокосердие»  сосланном в Сибирь, упоминал «крендели прелестные», что «известны в Сердобском уезде».

В Пензе П.А.Вяземский встречался с поэтом-партизаном  Денисом Давыдовым, состоял с ним в многолетней переписке. Он был знаком с уроженцем губернии мемуаристом Ф.Ф.Вигелем, встречался с сыном А.Н. Радищева – Николаем Александровичем.

Из имения он выезжал в Саратов, Тамалу, село Отраду (сейчас Колышлейского района,) - бывшее имение Бекетовых.

В конце февраля 1828 года П.А.Вяземский  на некоторое время выезжал в Петербург и, по его словам, «дорогою из Пензы, измученный и сердитый, написал ... или сотворил следующую песню». Это было одно из его лучших сатирических стихотворений «Русский бог», где поэт  воссоздает картину русской общественной жизни, полной    неразберихи и хаоса:                        

                          Нужно ль вам истолкованье,

                          Что такое русский бог?

                          Вот его вам начертанье,

                          Сколько я заметить мог.

                         Бог метелей, бог ухабов,

                         Бог мучительных дорог,

                         Станций – тараканьих штабов,

                         Вот он, вот он, русский бог.

                          Бог голодных, бог холодных,

                        Нищих вдоль и поперек,

                         Бог имений недоходных,

                         Вот он, вот он, русский бог.

 

Долгие годы оно распространялось в рукописях и, лишь в 1854 году было опубликовано Герценом.

Недовольство власть имущих вызывали и такие строки из стихотворения «Сравнение Петербурга с Москвой»:

                              У нас «авось»

                              России ось

                              Крутит, вертит

                              А кучер спит.

 

Находясь в Петербурге, П.А.Вяземский переписывался с женой, которая оставалась в Мещерском, рассказывал ей о своей жизни, встречах в столичных салона, мечтал провести лето  «на месте и дома со своими, то есть в Саратовской глуши.

В Мещерское  часто  приходили письма , написанные рукой Пушкина, Дениса Давыдова, Евгения Баратынского, Адама Мицкевича, Константина Батюшкова, Карамзиных и других людей, известных просвещенной России.

Из села П.А.Вяземский отправлял письма Пушкину, посвятил ему переведенный здесь с французского роман  Бенжамена  Констана «Адольф».

В своих письмах к Пушкину Петр Андреевич все время приглашал его посетить Пензу и, естественно, Мещерское: «приезжай к нам в гости и поедем недели на две в Пензу, здесь тебе кланяются и тебя любят и обожают… Я здешней публике обещал показать тебя. Дай мне похвастаться твоею дружбою ко мне». Но в ответ Александр Сергеевич написал: «Благодарствую за письмо – оно застало меня посреди хлопот и неприятностей всякого рода…Ты зовешь меня в Пензу, а того гляди что я поеду далее. Прямо, прямо на восток…».  Автору «Гаврилиады» грозила ссылка.

 Осенью  1829 года опала П.А.Вяземского окончилась.  Получив назначение на службу в министерство финансов чиновником особых поручений, он покинул Мещерское, позже отправляя туда лишь Веру Федоровну с детьми.

 С 1830 года, когда Вяземский поселился в Петербурге, они с Пушкиным видятся едва ли не каждый день, дружат семьями, сотрудничают в «Литературной газете» и «Современнике», встречаются в гостиной Карамзиных, на субботах Жуковского…

Вместе с Жуковским Петр Андреевич неотлучно дежурил в квартире умирающего друга. Он горько оплакивал кончину Пушкина.

Вещал глагол богов на севере угрюмом,

Что навсегда умолк любимый наш поэт,

           Что  скорбь постигла нас, что Пушкина уж нет

        - пишет Вяземский в своем стихотворении  «На память».

Гибель Пушкина для Вяземского стала тем крутым переломом, после которого поэзия воспоминаний властно вторгается  в его творчество:

                         Я пережил и многое, и многих

                         И многому изведал цену я;

                         Теперь влачусь в одних пределах строгих

                         Известного предела бытия.

                         Мой горизонт и сумрачен и близок,

                         И с каждым днем все ближе и темней

В памяти потомков Вяземский навсегда остался поэтом пушкинской поры и другом великого поэта  Пушкин увековечил его имя, взяв эпиграфом к первой главе «Онегина» строку из стихотворения Вяземского «Первый снег»:  «И жить торопится, и чувствовать спешит» П.А.Вяземский прожил долгую жизнь, вторая половина которой явилась свидетельством того, что поэт пережил свое время и не нашел места в новой эпохе 40-х и 60-х годов.

После смерти Пушкина Вяземский, как и Баратынский, перестал ощущать связь с новым поколением, и для него прервалась связь времен:

                                    Сыны другого поколенья,

                                    Мы в новом прошлогодний цвет:

                                    Живых нам чужды впечатленья,

                                    А нашим  - в них сочувствий нет…

Жизнь его наполняется все большими потерями, каждый год

смерть уносит кого-то из близких.   Счастливая семейная жизнь не раз омрачалась горькими потерями – все дети Вяземского, кроме сына Павла, умерли прежде отца. Уходят из жизни Давыдов, Крылов, Баратынский, А.Тургенев, Языков, Гоголь Жуковский…

С горечью и возмущением воспринял Вяземский гибель Лермонтова. «Дошло до меня известие о смерти Лермонтова, - записывает  он.- В Лермонтове отразился Пушкин».

Все сильнее охватывает поэта чувство одиночества и пустоты мучительно переживает он отсутствие друзей, наступающую старость, болезни.  Чужды и враждебны ему новые  литературные  силы в лице Белинского, Чернышевского, писателей – реалистов.

С 1863 года П.А.Вяземский почти постоянно жил за границей. В 1871 году поэт написал «Эпитафию себе заживо»:

                         Лампадою почти погасла жизнь моя,

                         Себя, как мертвого оплакиваю я.

                         На мне болезни и печали

                         Глубоко врезан тяжкий след:

                         Того, которого вы знали

                         Того уж Вяземского нет.

Уже под конец жизни, на девятом десятке, князь Вяземский по настоянию мужа своей внучки историка  С.Д.Шереметева принялся готовить  двенадцатитомное собрание своих сочинений.. И не дожил нескольких недель до выхода в свет первого тома…

Скончался Петр Андреевич 10 (22) ноября 1878 года в Баден - Бадене в возрасте 86 лет измученный старостью, недугами, одиночеством.  Похоронен П.А.Вяземский  в Александро-Невской лавре в Санкт - Петербурге, близ могилы Карамзина, о котором писал: «О, мой второй отец…».

Первое и единственное собрание сочинений Вяземского вышло после его смерти – в 1878-1888гг.

Находясь в Пензенской губернии, Вяземский написал строки:

                       Где есть поветрие на чтенье,

                       В чести там грамота, перо.

                       Где грамота – там просвещенье,

                       Где просвещенье – там добро!         

Добро и просвещенье – этим идеалам всю жизнь старался следовать поэт Петр Вяземский.

В декабре 2012 года исполняется 185 лет  с тех пор, как П.А.Вяземский посещал село Мещерское.

До настоящего времени усадьба П.А.Кологривова сохранилась в сильно перестроенном виде. Она состоит из господского дома, жилого корпуса позднейшего времени и двух хозяйственных построек. Мемориальную ценность имеет господский дом, во времена П.А.Вяземского  - одноэтажный, прямоугольный в плане. Сейчас он является центральной частью нового Н-образного в плане господского дома, построенного во второй половине Х1Х века и ориентированного на небольшой искусственный пруд с остатками плотины. Центральная часть – одноэтажная, боковые – двухэтажные, завершаемые по торцам отдельно перекрытыми квадратными   «башнями».  Декор дома разностилевой, характерный для второй половины Х1Х века. Центральная часть, выделенная пилястрами и треугольным аттиком, выдержана в готическом стиле. Аркатурный пояс боковых частей с наличниками крупных спаренных окон выдержан в стиле барокко, а декоративный пояс между этажами несет черты русского узорочья ХУ11 века.

На доме установлена мемориальная доска: «Дом П.А.Кологривова. Здесь с 17 декабря 1827 по февраль 1829 года жил русский поэт и критик Петр Андреевич Вяземский  (1792 -1876»

 «Барский дом» ( так называют мещерцы дом П.А.Кологривова), где когда-то жил поэт, в настоящее время имеет крайне жалкий вид. Это развалины… С трудом просматриваются декор дома, пилястры, аркатурный пояс…

 Идет время. Дожди, ветры доделывают то, что до конца не разрушили люди.  Памятник архитектуры Х1Х века, связанный с эпохой П.А.Вяземского и А.С.Пушкина  может исчезнуть бесследно.

И только название одной из улиц села  будет напоминать о пребывании П.А.Вяземского в  Мещерском.

Литература

  Произведения П.А.Вяземского:

  Вяземский П.А. Стихотворения. Воспоминания. Записные книжки. – М.: Правда, 1988.

  Поэты пушкинской поры. Антология.- М.: Художественная литература,1972

  Поэты тютчевской плеяды.- М.: Сов.Россия,1982

  Русские поэты Х1Х века: Первая половина.- М.: Просвещение,1991

<span style="fo