Баннеры

Краеведение

К содержанию

Подвижники художественной культуры I

Вторая половина Х1Х – начала ХХ столетий – блестящая страница русской культуры, характер и особенности которой определялись общественной жизнью страны. В это время своего наивысшего расцвета достигают литература, музыка, театр, изобразительное искусство.

Общий подъем культуры был характерен не только для столиц или крупных центров, но и для периферии. Возвращаясь в родные края после окончания учебных заведений Москвы и Петербурга, художественная молодежь открывала там студии, рисовальные школы, училища, музеи.

Создание подобных очагов культуры в русской провинции, имевшее огромное значение для образования и эстетического воспитания народа способствовало общему подъему искусства. Культурную атмосферу российской провинции формировала деятельность неутомимых творцов-подвижников, преданных своему делу.

В Пензе в Х1Х веке существовало две профессионально направленные живописные школы К.А.Макарова и В.В.Галактионова первыми учениками которых были крепостные люди: многие помещики хотели иметь собственных живописцев.

Деятельность частных школ имела многофункциональный характер: школы были единственными в крае источниками художественных знаний, одновременно они, имея собственное собрание книг по искусству, способствовали художественному развитию.

Возрождение лучших художественно-просветительских и образовательных традиций К.А. Макарова и В.В. Галактионова относится к первым послереволюционным годам, когда оказавшиеся в условиях провинции столичные художники в союзе с местными выступали организаторами новых художественных центров.

Одним из немногих в ту пору  центров провинциальной художественной культуры был город Сердобск.

Сердобская художественная школа

В 1918 г. по инициативе Модеста Михайловича Черемисинова (1888 – 1967), бывшего одно время вольнослушателем Академии художеств по архитектурному отделению, в

Сердобске была открыта художественная школа.

Просуществовав менее года, она закрылась, ее помещение было передано одной из уездных хозяйственных организаций, учебный инвентарь сложили с сарай, а учеников распустили. Возобновление школы в 1919 году связано с именем Гоффертов.

 Евгений Эрнестович Гофферт (1875 – 1920), художник – прикладник, обучался частным образом в Москве, работал над убранством церквей, театров, частных домов. В1898 г. перебрался в Сердобск, где выполнил роспись в стиле русских палат в одном из купеческих домов, в усадьбе князя Голицына сделал роспись на мифологические сюжеты, избирался председателем профсоюза маляров Сердобска. Вместе с сыном преподавал в художественной школе, умер в 1920 году от тифа.

Его сын, Александр Евгеньевич  Гофферт (1899 -1978-,приехав в 1919 году в родной  Сердобск,  возглавил организацию художественной школы. В своих неопубликованных воспоминаниях  А.Е. Гофферт писал: «Пришлось начинать все сначала, много времени ушло на хлопоты о помещении, возобновлении инвентаря, пополнении пособий. Восстановленная школа поместилась первое время в номерах бывшей гостиницы купчихи Поповой, но вскоре получила свой отдельный дом, более лучшее снабжение. Начались регулярные занятия, школа пополнилась любителями художеств  всех возрастов».

В годы разрухи школа не могла претендовать на лучшие условия. По воспоминаниям члена-корреспондента Академии художеств СССР Н.В.Кузьмина, московского графика и писателя В.А. Милашевского, писателя и журналиста Н.К. Вержбицкого школа испытывала острый недостаток в холстах, картоне и рисовальной бумаге, ученики работали на оберточной бумаге. Заготовка дров, отопление, уборка и освещение помещения входили в обязанности учеников. Приезжие жили в небольшом общежитии. Для сердобчан – любителей живописи при школе организовали специальную студию.

В школе сложился прекрасный состав высококвалифицированных преподавателей. В их числе был Уга Скулме (1895 – 1963) – впоследствии выдающийся художник Латвии, профессор Академии художеств, единственный латвийский акварелист, работавший в фигуральной живописи. В 1918 году, выйдя из петроградского лазарета, Скулме приехал в Сердобск, где возглавил отдел искусств уезда, выступал как художественный критик на страницах местной печати. Он

был одним из организаторов первой уездной художественной выставки.

В 1919 году в школу был приглашен Кондратий Семенович Кавалершин(1846 – 1936), почти всю жизнь занимавшийся иконописью. Небольшие картины, которые он писал для себя, были отражением его души – поэта и художника.

Жил в Сердобске и парижанин М.М. Люндеквист, блестяще окончивший Пензенское художественное училище и Академию художеств. Он был анималистом и пейзажистом, но хорошо рисовал и портреты. Его пейзажи, полные солнечного света, производили на учеников школы большое впечатление.

В 1921-1922 гг. преподавателем графики был Николай Васильевич Кузьмин (1890–1987)–признанный отечественный иллюстратор, член – корреспондент Академии художеств СССР.

Скульптурный класс возглавлял бывший Сердобский помещик Еникеев – ученик парижского ваятеля Майоля. Наиболее одаренным учеником Сердобской художественной школы был Иван Александрович Андреев (1898– 1942), продолживший свое образование в Московском высшем художественно-техническом институте и Ленинградском институте пролетарского искусства. Одиннадцать лет напряженной творческой жизни ваятеля – сердобчанина прошли в Москве, где он выполнил в терракоте, кованой меди, бронзе и гипсе портреты М. Горького, П.П. Шмидта и др. В1938 г. он исполнил декоративный барельеф для советского павильона на Всемирной выставке в Нью-Йорке. Имя И.А. Андреева встречается  в каталогах Государственной  и Казанской  художественных галерей.